'

Развитие воображения

ТРИЗ:

  1. ТРИЗ
  2. Идеальный Конечный Результат
  3. Принципы ТРИЗ
  4. Законы развития технических систем
  5. Алгоритм решения изобретательской задачи
  6. Приемы развития творческого воображения по ТРИЗ

Другие методы развития воображения

  1. Дорисуй, додумай, дофантазируй
  2. Метод фокальных объектов
  3. Как сохранять идеи
  4. Как развивать и систематизировать идеи
  5. Мозговой штурм
  6. Список приемов устранения технических противоречий
  7. Де Боно - 6 шляп мышления
  8. Творческие разминки
  9. Рефрейминг убеждений и творчество
  10. Метод мутирования объектов
  11. Развитие воображения
  12. Мои видео ролики на тему развития воображения

ТРИЗ

Теория Решения Изобретательских задач была разработана Генрихом Альтшулером для решения изобретательских задач в технических системах. Обращаю внимание на то, что сам разработчик и последователи автора настаивали на использовании ТРИЗ только в технических системах, однако в последнее время система стала использоваться и в других направлениях.

Основой ТРИЗ является Изобретательская задача, которая строится на основе формулирования противоречия (технического противоречия), которое следует решить внесением в поле задачи нового фактора.

По мнению ТРИЗ специалистов, противоречие (как и в диалектике) являются причиной движения технических систем. И в результате решения противоречия высвобождается значительная доля ресурсов.

Термины

ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских задач

ИКР- Идеальный Конечный результат

ТС – Техническое средство

АРИЗ – Алгоритм решения изобретательской задачи

ММЧ – Метод моделирования маленькими человечеками.

Давайте рассмотрим пример:

Допустим, следует отделить камни, попавшие в зерно, поскольку твердые включения портит жернова мельниц.

Формулирую противоречие:

  1. Следует выбрать все камни из потока зерна.
  2. Камни невозможно выбрать потому что они выглядят так же как и зерно.

Решение противоречия:

Противоречие решается внесением дополнительной силы, технологии или поля. Например, в данном случае ветра или центробежной силы.

Зерно предварительно должно быть раскручено в центрифуге. Раскрученные камни будут получать больший момент кручения и лететь дальше, чем менее плотные зерна.

Идеальный Конечный Результат

Множество Изобретательских задач легко решаются при помощи формулирования Идеального Конечного Результата - то есть такого результата, когда работа как бы выполняется сама собой.

Например:

Следует разработать аппарат по очистке орехов от кожуры.

Идеальным конечным результатом будет вариант, когда скорлупа, как бы, сама собой распадается на мелкие кусочки.

Каким образом это можно достичь? Например, если продержать орехи в камере высокого давления, а потом переместить в область низкого давления или как бы их выстрелить. Возникнет избыточное давление внутри ореха и скорлупа сама распадется.

Отличительные стороны ТРИЗ перед методом перебора

ТРИЗ дает следующие преимущества по сравнению с обычным перебором:

  1. Быстрый способ находить решение.
  2. Более вероятный исход нахождения красивого решения.
  3. Подталкивает к использованию новых эффектов, технологий и возможностей.

ТРИЗ позволяет:

Где применимы принципы ТРИЗ?

Область применения ТРИЗ первоначальна была направлена на решение технических противоречий, однако принципы ТРИЗ могут с успехом применяться и в повседневной жизни.

Применение метода противоречий и ИКР

Например, как читать со скоростью света?

Сформулирую противоречие – я должен прочитать эту книгу. Я не должен читать эту книгу, потому что мгновенное чтение – это не чтение.

Как я могу это сделать внесением в систему нового поля, эффекта, инновации, элемента.

Решение:

  1. Пусть расскажет о книге мой товарищ, который прочитал ее (вносим в систему новую силу – прочитавшего книгу товарища)
  2. Почему бы не прочитать аннотацию (переформулируем задачу и упростим ее)
  3. Какую страницу в книге мне нужно прочитать, чтобы решить свое затруднение (Переформулирование задачи) - Загрузить книгу в Интернет и при помощи поисковиков найти нужную информацию по нечетко заданному вопросу (применение новой технологии поиска).

Принципы ТРИЗ

Принцип идеальности

При решении задачи следует стремиться к идеальности - то есть к решению с наименьшими затратами.

Например, нужно отобрать идеально круглые шарики.

Пример идеального решения:

Например, отопление автомобиля можно делать за счет печки, а можно использовать нагрев за счет выхлопных газов.

Пример идеальной автоматической ручки для космонавтов

Требуется сделать так чтобы ручка могла писать в условиях невесомости, что очень затруднительно как для шариковой, так и для капиллярной, так и чернильной ручки. Что делать? Идеальным результатом работы будет «писалка», которая работает в любых условиях и оставляет след независимо от условий.

Идеальное решение в данном случае будет следующим:

Использовать карандаш для ведения записей.

Примечание:

Американцы потратили миллионы долларов и изобрели ручку, но стали пользоваться в космосе советскими карандашами – они оказались менее капризными.

Идеальное решение транспортной проблемы:

Можно использовать общественный транспорт, а можно велосипед, который часто в условиях городских пробок становится более быстрым средством.

Идеальное решение в области переработки органических отходов:

Можно выкидывать органические отходы. А можно, как японцы превращать их в землю и выращивать рис.

Идеальное решение требует минимума затрат

Например, катить тачку с круглым колесом
гораздо удобнее, чем катить тачку с шестиугольными колесами.

Принцип объективности законов развития систем.

Как ручеек прокладывает самый кроткий путь к большой реке, так и технические системы развиваются выбирая наиболее оптимальный вариант. По мере развития ТС отмирают наименее приспособленные системы.

Сильные решения – это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям, эффектам.

Пример из области палеонтологии:

А вы знаете, что были парнокопытные хищники? Представляете – были такие клыкастые коровы или лошади… Однако в конкуренции с другими хищниками, они парнокопытные хищники отдали позиции псовым и кошачьим. А, клыки у кабанов остались атавизмом, как след бывшего хищного прошлого.

Пример из сотовой связи

В 90х годах прошлого века была серьезная конкуренция между рациями и сотовой связью. В самой сотовой связи шла конкуренция между цифровыми и аналоговыми технологиями. В конце концов, побелили цифровые технологии оставив лишь небольшую часть ниши рациям.

Миниатюризация и переход ТС в полевое состояние

В технических системах прогресс движется от неспециализированных блоков, к специализированным. Например, на заре автомобилестроения использовались колеса от телег. В конечном счете колеса телег остались прежними, а колеса автомобилей усложнились и стали специализированными .

Происходит постоянная миниатюризация

Блоки ТС все более и более дробятся и уменьшаются. Сравните двигатель старого советского автомобиля с карбюратором и нынешний двигатель. Произошла минитюаризация, разбиение устройства на блоки.

Один из законов развития технических систем состоит в том, что постепенно рабочая среда превращается в поле.

Пример из автомобильной отрасли

Скоро, водители будут заменены полями – цифровой сетью. На лицо происходит преображение системы.

Пример из области медицины

Уже сейчас миниатюризация дошла до такой степени, что операции на сердце ведут без открытых операций, а введением трубки через вену в руке.

Миниатюризация будет продолжаться. Возможно, в будущем появятся миниатюрные роботы, которые позволяют чистить сосуды человека.

Пример из области транспорта

Паровозы всегда трогались с места рывком. У них не было коробки передач, да и невозможно было сконструировать такое устройство для паровоза. Тот же самый недостаток есть и у тепловозов, в которых стоит двигатель от подводной лодки. Редукторы занимали бы очень большое место. Решение было найдено – дизель вырабатывает электричество, а им управлять гораздо проще. Поэтому, тепловозы трогаются с места гораздо плавне.

То есть управляет движением тепловоза электрическое поле.

Принцип противоречия в ТРИЗ

Понятие противоречия в ТС – это один из основных принципов ТРИЗ. Противоречия обостряются при интенсивном развитии системы. Противоречия могут быть второстепенными и основными.

Сильные решения – это решения, преодолевающие главные противоречия.

Пример из истории велосипедов

Для увеличения скорости движения велосипеда следовало увеличить колеса. Но, диаметр колеса не мог превышать длины ног. Возникло противоречие

Противоречие разрешилось известным нам образом - передача усилия стала распространяться через цепную передачу.

Задача изобретателя в том, чтобы правильно найти главное противоречие и его решить.

Принцип взаимосвязанности узлов ТС

Принцип взаимосвязанности объектов (узлов) внутри системы говорит о том, что каждый блок ТС обладает своими возможностями, как помогающими, так и мешающими развитию системы.

Сильные решения учитывают взаимосвязь объектов и используют вредные свойства системы во благо.

Сильные решения – это решения, учитывающие особенности конкретных проблемных ситуаций.

Противоречие:

Улучшение характеристик одного узла, как правило ведет к ухудшению других показателей.

Например,

Увеличивая толщину резины для лучшей проходимости велосипеда, мы должны увеличить прочность и других деталей.

Например,

Увеличивая мощность компьютерного процессора следует подумать об отводе тепла.

Например,

Разрабатывая экономичные приборы света, следует подумать об их утилизации.

Например,

Создавая систему добычи сланцевого газа следует продумать систему утилизации газов и повышении сейсмической опасности.

Пример учета всех особенностей системы:

Раньше отладка компьютерных программы проводилась специализированными отделами программистов.

Сейчас в отладке программ участвуют волонтеры, работающие вне фирм.

Тем самым учитывается во благо более полное взаимодействие всех блоков системы: Разработчик – отладчик – потребитель.

Взаимосвязь принципов ТРИЗ

Интуитивно понятно, что все приведенные примеры говорят об одном, но с разных сторон. Принцип объективности развития систем связан с принципом противоречия, а противоречия связаны с принципом взаимной увязки частей технической системы.

Задание:

Выберите систему, на которую можете усовершенствовать. Определите из каких блоков состоит система, сформулируйте противоречия. Определите, какие вредные и полезные факторы имеются у каждого блока. Составьте карту развития системы.

Например, система написания статей, типа этой состоит из следующих блоков:

Противоречия между блоками системы

  1. Опыт человечества неконкретен – личный опыт конкретен, но слабо передаваем
  2. Личный опыт эмоционален. Текст лишен эмоциональности.
  3. Написанный текст воспринимается с недоверием. Читателю нужны не просто сухие сведенья, а конкретные рецепты для решения их злободневных проблем

Объективность движения систем передачи мыслей:

  1. Мыслитель.
  2. Устная передача мысли.
  3. Текстовая передача мысли.
  4. Интерактивное формирование знания.

Как можно усовершенствовать систему написания статей

  1. Для написания статьи можно использовать схемы, предложенные другими авторами, но наполнить их своими примерами.
  2. Для обогащения эмоциями, в тексте использовать видео.
  3. Для учета мнения пользователей собирать вопросы.
  4. Для селекции предыдущего опыта и пластов знаний формировать виртуальные сообщества.

Важно!

Правильно разбитая на блоки система как бы сама подсказывает чем конкретным можно заняться, чтобы усовершенствовать ее.

Дело в том, что одну и ту же систему можно разбить на разные блоки.

Тщательно подбирайте изобретательские задачи:

Можно, например, разрабатывать новую авторучку, но, если у вас нет возможности начать производство этой новинки, время, потраченное на изобретение будет потрачено в пустую.

Выбирайте как можно более конкретные и практичные направления для творческого анализа.

Выбирайте такие задачи для решения, которые можно реализовать здесь и сейчас, и которые требуют минимум вложений.

Экспериментируйте с разбиванием системы на составляющие.

Как вы могли заметить, простая декомпозиция и разбивание системы на блоки, позволяет получать необычные эффекты.

Поиграйте с декомпозицией (анализом), потому что разбивка системы влияет на выявляемые в будущем противоречия.

Например, велосипед можно разбить на следующие состваляющие:

  1. Колеса, цепь, руль, раму.
  2. Металлические предметы, пластиковые предметы, резиновые предметы.
  3. Движущиеся узлы, неподвижные узлы.
  4. Человек – механизм.
  5. Рабочий орган – орган потребления.

Возможных декомпозиций может быть очень много и фраза «Изобретать велосипед», то есть изобретать нечто простое лишено смысла, потому что каждую систему можно усовершенстовать.

Законы развития технических систем

Технические системы из разных областей развиваются по одним и тем же принципам.

Закон жизни и смерти ТС

Все живое имеет начало – рождение, бурное развитие, стабилизацию, старость и смерть, те же самые принципы можно отнести и к техническим системам.

Например,

паровые двигатели были сначала изобретены, потом получили бурное развитие и постепенно были вытеснены двигателями внутреннего сгорания.

Учтивая закон жизни и смерти ТС важно помнить, вложения усилий выгоднее делать в те направления, где происходит бурное развитие.

На языке маркетинга это звучит так:

Лучше всего закрепляться на еще не занятом рынке – там где есть свободные ниши.

Определить момент вхождения в рынок – дар или удача. Например, я в свое время заработал достаточно денег на онлайн музыкальных играх на flash технологиях. Прошло некоторое время, и потребители перекинулись на мобильные приложения. Система онлайн игр деградирует уже несколько лет .

Закон полноты частей системы

Согласно этого закона, любая техническая система должна быть работоспособна.

Как следствие, только у работоспособной модели можно менять свойства узлов.

Это значит, что например, научиться программировать можно только на действующих примерах. Обучаться программировать по учебникам практически бесполезно, потому что любые внесения изменения в код должны проверяться.

Даже, в минимальном режиме, почти любая программа должна занимать десяток строк кода, и новичку совсем не обязательно знать назначение всех операторов – главное понимать структуру программы и отслеживать ее результаты.

Закон проводимости энергии

Энергия должна проходить сквозь систему не накапливаясь.

Следствия:

  1. Если вы зарабатываете деньги и не вкладываете их, а например, копите, то система разрушится. Рано или поздно вы решите вложить деньги, но с каким результатом?
  2. Если постоянно выделяется энергия на одном рабочем органе, то система разрушится.
  3. Если колеса не подключены к двигателю, то автомобиль не поедет.

Закон согласования ритма системы

Например, в системе есть аккумулятор, стартер, генератор и двигатель. Чтобы система успешно работала, аккумулятор должен успевать после заводки заряжаться.

Закон увеличения степени идеальности системы

Это значит, что все больше и больше система будет приближена к идеальной.

Например,

Для поиска в интернете сначала использовалась клавиатура, потом были составлены программы по распознанию речи. Идеальность системы увеличилась.

Раньше для входа в самолет использовались трапы. Сейчас используются специальные трубы, и человек, ни когда не видевший самолет может и не догадаться, что он на борту самолета. Идеальность системы увеличилась – человек перестал испытывать затруднения при входе в самолет.

Закон неравномерности развития частей системы

Возьмем, к примеру мобильные телефоны. Аккумуляторы, экраны, процессора будут совершенствоваться с разной скоростью.

Закон перехода в надсистему

Исчерпав ресурсы система переходит в другое качество. Моно-система переходит в би-систему, а потом в поли-систему.

Например,

Закономерность здесь простая – идет последовательная миниатюризация и увеличение количество элементов. Все это приводит к превращению единичных сенсоров, в поле.

Прогнозируем будущее

Так скажем, следующим шагом в развитии планаштных компьютеров может стать полевое отображение информации, например, в виде голограммы.

Закон динамизации системы

ТС со временем должны становиться все более динамичными и гибкими.

Например, велосипеды оснащены передаточными шестернями. В зависимости от условий, велосипедист может выбрать подходящий для него режим езды

Закон перехода макро-уровня на микро-уровень

Постепенно все миниатюризируется и переходит на атомный уровень.

Закон использования все большего количества веществ и полей

С течением времени, ТС усложняются и используют все больше разнообразных веществ и полей.

Велосипед изначально был железным. Позже стал использовать резину, смазку, пластмассу, навесное электронное оборудование (спидометр, фонарь).

Даже зеркала заднего вида у автомобилей превратились из простейших устройств в сложные механические устройства из вогнутого зеркала и управляющего им моторов с редукторами и обогревателями.

Как использовать законы ТРИЗ для генерации идей

Возьмите ситуацию из тех, что находятся в поле вашего зрения или с которыми вы работаете и попробуйте придумать варианты развития событий для выбранной системы.

Например,

берем «системы обучения людей» и попробуйте взглянуть на эти системы с точки зрения законов развития ТС.

Попробуем использовать следующие законы ТС:

Записываем идеи:

Выбираем наиболее сильные идеи:

Домашнее задание

Выберете для генерации идей ТС находящуюся в вашем поле зрения и на которую вы можете оказать влияние и придумайте серию идей согласно представленного выше алгоритма.

Алгоритм решения изобретательской задачи

АРИЗ – это пошаговая инструкция решения изобретательской задачи

Основные понятия АРИЗ

  1. Противоречие – взаимодействие взаимоисключающих сторон, сил, тенденций, предметов, явлений. С другой стороны все эти компоненты находятся во внутреннем единстве.
  2. Идеальный конечный результат – наиболее сильное решение или наилучшая ситуация, которая бы разрешила бы проблему. ИКР – это когда функция выполняется сама по себе – эдакая скатерть самобранка или сапоги скороходы. – ИКР – это когда нужная функция выполняется за счет внутренних ресурсов.

Примеры Противоречий

ИКР для автомобилей

Освящение на автостраде должно производиться за счет электричества полученного от нанесенных на дорогу фотоэлементов. То есть дорога является одновременно дорогой и солнечной батареей.

Но, еще более идеальным результатом в случае с автомобильным движением будет НЕ-освещение. То есть ситуация, когда освещение не нужно будет, а перемещение в автомобилях будет осуществляться за счет роботизированных систем.

ИКР для смазки

Идеальное вещество – когда его нет. Например, идеальная смазка – воздушное пространство, находящееся между магнитов.

ИКР для травматологии

Идеальный процесс – мгновенный. Например, изготовление частей черепа или костей для травматологов на 3В- принтере.

ИКР для чтения книги

Идеальное чтение – не чтение или когда нужный для прочтения текст локализуется до одного абзаца.

ИКР для работы

Формулируя противоречия и ИКР изобретатель подталкивает себя к поиску и нахождению решений.

Пункты АРИЗ

  1. Формулирование задачи в стиле: Система Х1 предназначенная для Х2, включает набор элементов {y1,y2…} должна выполнять ИКР (явление). Если задача исследовательская (почему это происходит), ее следует переформулировать в изобретательскую задачу (как это сделать).
  2. Формирование ИКР и противоречия. Например: сделать так, чтобы клиент мог пользоваться банковским счетом удаленно. Но, как доказать, что это тот человек, за которого себя выдает? Например, предоставлять доступ через СМС.
  3. Описание ресурсов, которые могут решить проблему, в том числе и тех, которыми обладает система. Чем дешевле ресурс, тем лучше.
  4. Решение задачи. Получив несколько решений нужно проанализировать их с точки зрения идеальности.

В решении задач помогают Приемы решения изобретательских задач:

Задание

Выбрать изобретательскую задачу из сферы ваших интересов и решить при помощи АРИЗ

Приемы развития творческого воображения

Основная причина слабых решений – отсутствие кругозора и психологическая инерция, которая не позволяет заглянуть в будущее.

Пример из жизни:

Было время, когда компьютеры были черно-белыми и на них господствовала операционная система DOS. На смену ей пришла WINDOWS.

Косность моего мышления не позволило заглянуть в будущее и вовремя переложить свои силы на новое направление. Я продолжал программировать под устаревшую операционную систему и убеждать клиентов в том, что DOS лучше, WINOWS.

Я попался на удочку психологической инерции

Вот основные причины психологической инерции:

Например, для того, чтобы выйти из под гипноза автомобильных терминов, можно переименовать термины:

Этот подход очень похож на дилетанский. Ведь не знание терминологии предмета – признак дилетанта.

Как только блоки ТС переименованы, сразу начинает пробуждаться творческое воображение. Например, а что если «штуки которые помогают двигаться» будут на воздушной подушке или магнитами…

Метод моделирования маленькими человечками ММЧ

Замечено, что чем более абстрактная модель определена для решения изобретательской задачи, тем более смелыми получаются решения.

Блоки в такой модели можно обозначать штуковинами, а связи между блоками соединять как бы живыми цепями из маленьких человечков.

Маленьким фигуркам можно все:

Физик Максвелл при решении задач представлял исследуемый процесс в виде маленьких гномиков, которые могут делать все, что необходимо. Такие гномики в литературе получили название "гномиков Максвелла". Аналогичный метод моделирования с помощью толпы маленьких человечков предложил Г.Альтдуллер.

Пусть стоит задача автоматического наполнения сайта информацией по важной теме.

Переформулируем задачу:

Итак:

Информация может собираться с других форумов, блогов, книг. Как? Пусть участники сообщества сами приносят важные фреймы информации.

Важно:

Моделирование процессов при помощи ММЧ – мой любимый способ раскрепощения сознания.

Я сначала провожу декомпозицию анализируемой ситуации, а потом

Раскрепощение сознания – исследование экстремумов ТС

Джордано Бруно говорил: "Кто хочет познать наибольшие тайны природы, пусть рассматривает и наблюдает максимумы и минимумы противоречий и противоположностей".

Раскрепощение сознания при помощи оператора «Время – Размер - Стоимость». Все что требуется от изобретателя, так это как бы поиграть этими параметрами предмета. Подобные операции, кстати говоря используют математики. Они анализируют функции в нуле, бесконечности и в точках перегиба.

Например, возьмем задачу обучения новым навыкам.

Задание:

Выберете систему из тех, на которые вы можете оказывать влияние и исследуйте ее в точках нулевой или бесконечной стоимости, размера и времени выполнения.

Метод ДО…рисуй, ДО… думай, До…фантазируй.

Используйте следующие методы из области дорисуй:

Например, вы видите на рисунке кружочек с двумя дырочками - придумайте как минимум 10 вариантов того, что изображено на рисунке.


Метод фокальных объектов для развития творчества

Метод фокальных объектов – метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств или признаков случайных объектов. Применяется при поиске новых модификаций известных устройств и способов, в частности ТНП, создании рекламы товаров, а также для тренировки воображения.

Метод заключается в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса и поэтому называется фокальным. Возникшие необычные сочетания стараются развить путем свободных ассоциаций.

Как правило, объекты для ассоциации берутся из случайно открытой книги.

Допустим, нужно усовершенствовать процесс обучения, тогда генерация идей по методу фокальных объектов будет следующей:

Берем в качестве случайного объектов следующие объекты

Придумываем сочетания

Как сохранять идеи

Чтобы приходящие в голову идеи не выветривались, носите с собой записную книжку. Используйте для записей простые тетради на спирали. Такие тетради занимают мало место на столе на нужной странице.

Как организовать тетрадь для записей.

  1. Оставьте пустыми несколько первых страниц – туда вы будете записывать наиболее важные мысли, телефоны, имена.
  2. Начните записывать в тетрадь все, что покажется вам интересным последовательно. Забыв что то, вы имеете возможность пролистать тетрадь и вспомнить позиционно где вы записывали важную мысль.
  3. Рисуйте в тетради – это поможет создать творческую атмосферу.
  4. После того, как тетрадь закончилась перечитайте и вынесете важные мысли на последнюю страницу.
  5. С обратной стороны тетради рекомендую записывать телефоны.
  6. Не выбрасывайте тетради. Складируйте.

Как оперативно запоминать идеи

Помните, что не переработанные и не записанные идеи скорее всего пропадут. Поэтому, старайтесь как можно быстрее переработать аудиозаписи

Как систематизировать знания из книг

Как привлекать помощь других людей при создании идей

Возьмите за правило, когда делаете определенный проект, советоваться с теми, кто мог бы помочь в развитии проекта.

Для этого работайте согласно следующей процедуре:

Примерный текст для обращения к знакомым:

«Здравствуй, я занимаюсь сейчас проектом Х, может быть ты знаешь людей, которые были бы компетентны в области Y, Z… Пожалуйста, рекомендуй меня этим людям»

Просить помощь – это важно!

Всегда, когда это возможно, обращайтесь к помощи специалистов. Стыдно не спросить – спросить не стыдно.

Пример.

Я прибивал листы ОСП к сараю и решил позвонить моему знакомому продавцу чтобы справиться все ли я правильно делаю. И он обратил мое внимание на то, что у обычных на первый взгляд листов есть лицевая сторона и что листы нужно прикреплять вдоль, а на поперек.

Для создания сильных идей ищите экспертов.

Если спросить не у кого, то ищите конкурентов и берите пример с них

Источник отличных идей – ваши конкуренты. Изучите их сайты, рекламные тексты, цены, поставщиков, новинки, идеи.

Как развивать и систематизированные идеи

Как сохранять идеи:

Коллективные средства создания идей

  1. В качестве коллективного средства создания идей пользуйтесь http://docs.google.com
  2. Опишите идею и попросите людей, которые могут сделать вклад в развитие идеи дополнить ее своими мыслями.
  3. После того, как каждый человек высказался, переработайте документ. Сделайте его читаемым после всех изменений и дополнений.
  4. Дайте коллективу соавторов еще раз прочитать все идеи.

Мозговой штурм

Что такое мозговой штурм всем известно, но не все знают как сделать мозговой штурм наиболее продуктивным.

  1. Не приглашайте на встречу «негативщиков» и «зашоренных» – они оттягивают энергию
  2. Приглашайте на встречу практиков и положительно настроенных людей.
  3. Попросите всех приглашенных высказать идеи по кругу.
  4. Каждому присутствующему выделяйте определенный квант времени. Модерируйте сообщество. Если кто либо из присутствующих перехватил канал – ограничте его во времени.
  5. Записывайте все идеи.
  6. После встречи систематизируйте идеи и выберите лучшие.

Недостатки мозговых штурмов

Мы живем во время, когда почти каждый специалист живет по собственному плану и на встречу специалистов может уходить гораздо больше времени, чем уйдет на саму встречу. Самое печальное, что на сбор специалистов будет тратить время организатор, а время организатора довольно дорого.

Возможно, после нескольких мозговых штурмов вы придете к заключению, что гораздо проще встретиться с каждым участником тет-а-тет и провести обсуждение идеи с глазу на глаз. А в конце обсуждения разослать всем готовый результат.

Я разочаровался в публичных мозговых штурмах и предпочитаю электронную его версию.

Мозговые штурмы и майнд-мапы

Майнд мапы хороши только для презентации идей – дело в том, что на листок помещается не более 20 идей, а оперативно в сознании человека может внимание удерживаться не более чем на 5-9 объектах.

Более менее сложную обработку проще делать при помощи текстовых редакторов.

Список приемов устранения технических противоречий

1. Принцип дробления:

а) разделить объект на независимые части;

б) выполнить объект разборным;

в) увеличить степень дробления объекта.

2. Принцип вынесения:

отделить от объекта “мешающую” часть (“мешающее” свойство) или, наоборот, выделить единственно нужную часть (нужное свойство).

3. Принцип местного качества:

а) перейти от однородной структуры объекта (или внешней среды, внешнего воздействия) к неоднородной;

б) разные части объекта должны иметь (выполнять) различные функции;

в) каждая часть объекта должна находиться в условиях, наиболее благоприятных для ее работы.

4. Принцип асимметрии:

а) перейти от симметричной формы объекта к асимметричной;

б) если объект асимметричен, увеличить степень асимметрии.

5. Принцип объединения:

а) соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты;

б) объединить во времени однородные или смежные операции.

6. Принцип универсальности:

объект выполняет несколько разных функций, благодаря чему отпадает необходимость в других объектах.

7. Принцип “матрешки”:

а) один объект размещен внутри другого, который, в свою очередь, находится внутри третьего и т. д.;

б) один объект проходит сквозь полости в другом объекте.

8. Принцип антивеса:

а) компенсировать вес объекта соединением с другим, обладающим подъемной силой;

б) компенсировать вес объекта взаимодействием со средой (за счет аэро- и гидродинамических сил).

9. Принцип предварительного антидействия:

а) заранее придать объекту напряжения, противоположные недопустимым или нежелательным рабочим напряжениям;

б) если по условиям задачи необходимо совершить какое-то действие, надо заранее совершить антидействие.

10. Принцип предварительного действия:

а) заранее выполнить требуемое действие (полностью или хотя бы частично);

б) заранее расставить объекты так, чтобы они могли вступить в действие без затраты времени на доставку и с наиболее удобного места.

11. Принцип “заранее подложенной подушки”:

компенсировать относительно невысокую надежность объекта заранее подготовленными аварийными средствами.

12. Принцип эквипотенциальности:

изменить условия работы так, чтобы не приходилось поднимать или опускать объект.

13. Принцип “наоборот”:

а) вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие;

б) сделать движущуюся часть объекта или внешней среды неподвижной, а неподвижную — движущейся;

в) перевернуть объект “вверх ногами”, вывернуть его.

14. Принцип сфероидальности:

а) перейти от прямолинейных частей к криволинейным, от плоских поверхностей к сферическим, от частей, выполненных в виде куба и параллелепипеда, к шаровым конструкциям;

б) использовать ролики, шарики, спирали;

в) перейти от прямолинейного движения к вращательному, использовать центробежную силу.

15. Принцип динамичности:

а) характеристики объекта (или внешней среды) должны меняться так, чтобы быть оптимальными на каждом этапе работы;

б) разделить объект на части, способные перемещаться относительно друг друга;

в) если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным, перемещающимся.

16. Принцип частичного или избыточного действия:

если трудно получить 100% требуемого эффекта, надо получить “чуть меньше” или “чуть больше” — задача при этом существенно упростится.

17. Принцип перехода в другое измерение:

а) трудности, связанные с движением (или размещением) объекта по линии, устраняются, если объект приобретает возможность перемещаться в двух измерениях (т. е. на плоскости). Соответственно задачи, связанные с движением (или размещением) объектов в одной плоскости, устраняются при переходе к пространству в трех измерениях;

б) использовать многоэтажную компоновку объектов вместо одноэтажной;

в) наклонить объект или положить его “на бок”;

г) использовать обратную сторону данной площади;

д) использовать оптические потоки, падающие на соседнюю площадь или обратную сторону имеющейся площади.

18. Принцип использования механических колебаний:

а) привести объект в колебательное движение;

б) если такое движение уже совершается, увеличить его частоту (вплоть до ультразвуковой);

в) использовать резонансную частоту;

г) применить вместо механических вибраторов пьезовибраторы;

д) использовать ультразвуковые колебания в сочетании с электромагнитными полями.

19. Принцип периодического действия:

а) перейти от непрерывного действия к периодическому (импульсному) ;

б) если действие уже осуществляется периодически, изменить периодичность;

в) использовать паузы между импульсами для другого действия.

20. Принцип непрерывности полезного действия:

а) вести работу непрерывно (все части объекта должны все время работать с полной нагрузкой);

б) устранить холостые и промежуточные ходы.

21. Принцип проскока:

вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости.

22. Принцип “обратить вред в пользу”:

а) использовать вредные факторы (в частности, вредное воздействие среды) для получения положительного эффекта;

б) устранить вредный фактор за счет сложения с другими вредными факторами;

в) усилить вредный фактор до такой степени, чтобы он перестал быть вредным.

23. Принцип обратной связи:

а) ввести обратную связь;

б) если обратная связь есть, изменить ее.

24. Принцип “посредника”:

а) использовать промежуточный объект, переносящий или передающий действие;

б) на время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.

25. Принцип самообслуживания:

а) объект должен сам себя обслуживать, выполняя вспомогательные и ремонтные операции;

б) использовать отходы (энергии, вещества).

26. Принцип копирования:

а) вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии;

б) заменить объект или систему объектов их оптическими копиями (изображениями). Использовать при этом изменение масштаба (увеличить или уменьшить копии);

в) если используются видимые оптические копии, перейти к копиям инфракрасным и ультрафиолетовым.

27. Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности:

заменить дорогой объект набором дешевых объектов, поступившись при этом некоторыми качествами (например, долговечностью).

28. Принцип замены механической схемы:

а) заменить механическую схему оптической, акустической или “запаховой”;

б) использовать электрические, магнитные и электромагнитные поля для взаимодействия с объектом;

в) перейти от неподвижных полей к движущимся, от фиксированных — к меняющимся во времени, от неструктурных — к имеющим определенную структуру;

г) использовать поля в сочетании с ферромагнитными частицами.

29. Принцип использования пневмо- и гидроконструкций:

вместо твердых частей объекта использовать газообразные и жидкие: надувные и гидронаполняемые, воздушную подушку, гидростатические и гидрореактивные.

30. Принцип использования гибких оболочек и тонких пленок:

а) вместо обычных конструкций использовать гибкие оболочки и тонкие пленки;

б) изолировать объект от внешней среды с помощью гибких оболочек и тонких пленок.

31. Принцип применения пористых материалов:

а) выполнить объект пористым или использовать дополнительные пористые элементы (вставки, покрытия и т. д.);

б) если объект уже выполнен пористым, предварительно заполнить поры каким-то веществом.

32. Принцип изменения окраски:

а) изменить окраску объекта или внешней среды;

б) изменить степень прозрачности объекта или внешний среды.

33. Принцип однородности:

объекты, взаимодействующие с данным объектом, должны быть сделаны из того же материала (или близкого ему по свойствам).

34. Принцип отброса и регенерации частей:

а) выполнившая свое назначение или ставшая ненужной часть объекта должна быть отброшена (растворена, испарена и т. д.) или видоизменена непосредственно в ходе работы;

б) расходуемые части объекта должны быть восстановлены непосредственно в ходе работы.

35. Принцип изменения физико-химических параметров объекта:

а) изменить агрегатное состояние объекта;

б) изменить концентрацию или консистенцию;

в) изменить степень гибкости;

г) изменить температуру.

36. Принцип применения фазовых переходов:

использовать явления, возникающие при фазовых переходах, например, изменение объема, выделение или поглощение тепла и т. д.

37. Принцип применения теплового расширения:

а) использовать тепловое расширение (или сжатие) материалов;

б) использовать несколько материалов с разными коэффициентами теплового расширения.

38. Принцип применения сильных окислителей:

а) заменить обычный воздух обогащенным;

б) заменить обогащенный воздух кислородом;

в) воздействовать на воздух и кислород ионизирующим излучением;

г) использовать озонированный кислород;

д) заменить озонированный кислород (или ионизированный) озоном.

39. Принцип применения инертной среды:

а) заменить обычную среду инертной;

б) вести процесс в вакууме.

40. Принцип применения композиционных материалов:

перейти от однородных материалов к композиционным.

Де Боно, латеральное мышление и 6 шляп мышления

Эдвард де Боно (англ. Edward de Bono; род. 19 мая 1933, Мальта) — британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления.

Де Боно – автор, методик в области генерации идей. в типично американском стиле переименовал давно известные вещи и присвоил им свои названия тем самым нанеся вред культуре.

Одно из понятий, которых ввел де Боно – латеральное мышление

Латеральное мышление (lateral thinking) – боковое (букв. перев. с англ.), поперечное, горизонтальное, нестандартное, нешаблонное, созидательное, творческое, это метод нестандартного подхода и решения задач, которое отличается от основанного на привычных паттернах вертикального мышления, тем, что ставит под вопрос исходные условия.

Что же такое латеральность?

Латеральное мышление – это отличенный от стандартного метод декомпозиции объектов. Стоило ли один из методов твореческого мышления возводить до универсального метода? Конечно же нет!

Например, обычно в бутылках выделяют следующие составные части:

Давайте попробуем применить латеральное мышление и взглянуть на бутылку с другой стороны, например:

Исходя из подобной декомпозиции предмета можно придумать использование бутылок в качестве строительного материала

Метод шести шляп

Метод шести шляп — это один из приемов по организации мышления, разработанных де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» / «Six Thinking Hats», де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Шесть шляп мышления, в процессе решения практических задач, помогают справиться с психологическими проблемами исследователя:

Описание метода шести шляп

  1. Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.
  2. Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).
  3. Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.
  4. Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.
  5. Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.
  6. Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.

По факту, можно заметить, что метод шести шляп более тяжеловесен и дает более слабые результаты по сравнению с ТРИЗ. Метод шести шляп специально придуман в качестве ширпотребной литературы для любителей познавать нечто новое, но при этом не использовать полученные знания.

Среди моих знакомых есть люди, использующие ТРИЗ, но нет ни одного человека, котрый бы использвоал латеральный метод и метод шести шляп, поскольку, как это было указано выше, эти методы входят копанентами в теорию ТРИЗ.

На мой взгляд, литература Де Боно используется в качестве разрушителя культурного наследия прошлого, ведь вместо одних терминов вводятся совершенно непонятные и часть творческого процесса возводится в ранг универсальной.

Творческие разминки

Часто, сильные решения находятся совсем рядом, поэтому на предмет творческого исследования, просто нужно взглянуть чуть с другой стороны.

Любое отвлечение или переключение на другой объект может дать долгожданное решение

Изучайте продукты и конкурентов.

Например,

Вы можете заметить молодого конкурента, который начал отвоевывать у вас позиции в поисковых машинах.

Разбор показал, что он, в отличие от вас предоставляет бесплатный доступ к нескольким продуктам.

Следовательно, вам тоже нужно сделать ряд бесплатных продуктов

Копируйте подходы конкурентов

Помните, что суть вещей становится открытой только в результате практики. Поэтому, если вы желаете научиться делать так же как мастер, то для начала следует полностью повторить то, что сделал конкурент, а потом придумывать свое.

Под копированием я понимаю полное дословное копирование. Если вы желаете научиться писать как конкурент – то повторяйте в черновиках его тексты слово в слово.

Выходите за рамки привычного

У человека есть как бы два словаря – активный и пассивный. Благодаря пассивному словарному запасу мы понимаем других. Благодаря активному словарному запасу творим. Поэтому, в задачу творческого человека входит пополнение пассивного запаса слов и обогащение активного запаса слов.

Упражнение по переводу пассивного запаса слов в активный запас:

Упражнение по активизации образного мышления:

Выберете понятие и попробуйте нарисовать несколько рисунков, которые ассоциативно можно было бы связать с нужным ключевым словом.

Например, можно попробовать придумать визуальные образы, связанные с изобретением.

Лампочка, колба, паровоз, эйнштейн, кульман, карандаш, палитра, безумный профессор, кубик рубика.

Добавляем в полученный список образы из Яндекс- картинки.

Рисуем объекты.

Изменение психологических условий работы - рефрейминг убеждений

Рефрейминг (англ. frame-рамка) — процедура переосмысления и перестройки механизмов восприятия, мышления, поведения с целью избавления от неудачных психических шаблонов.

В основе рефреминга лежит убеждение и условия, которые могли бы повлиять на изменение взгляда на предмет.

Например,

Убеждение – я не смогу зарабатывать творчеством

Рефреминг – а, существуют ли среди знакомых люди, которые занимаются творчеством и посредством этого зарабатывают деньги?

Рефреминг – какая работа не требует творчества?

Рефреминг – можешь ли привести примеры из прошлого, когда творческие порывы оплачивались?

В задачу рефреминга не входит переубеждение и закрепление новых форм повдения, а лишь попытка взглянуть на ситуацию с другой стороны и возможно, переформулирование первоначального убеждения.

Виды рефрейминга

Рефрейминг контекста – поведение исстемы привязано к определенным условиям. Например, качка может быть вредной – вызывать тошноту и полезной – использоваться в волновых электростанциях.

Рефрейминг содержания – система будет вести себя по разному в зависимости от внутреннего настроя. Например, в зависимости от внутреннего настроя человек может или наброситься на обидчика или спасаться бегством.

Как выполнять рефреминг?

Шестишаговый рефрейминг

  1. Определите поведение или реакцию, подлежащую изменению.
  2. Установите психологическую связь с частью «Я», ответственненой за это изменение.
  3. Отделите позитивное намерение.
  4. Попросите свою творческую часть «Я» найти иные способы достижения цели.
  5. Проведите мысленный эксперимент. Возможно ли подобное изменение той частью «Я», которая ответсвеннеа за изменение поведения
  6. Экологическая проверка. Подумайте, не приведет ли изменение поведения к ухудшению других частей «Я».

Инструментарий рефрейминга

Метод мутирования объекта

Мута́ция (лат. mutatio — изменение) — стойкое (то есть такое, которое может быть унаследовано потомками данной клетки илиорганизма) преобразование генотипа, происходящее под влиянием внешней или внутренней среды. Термин предложенХуго де Фризом. Процесс возникновения мутаций получил название мутагенеза.

Придумать новую идею можно при помощи элементарных действий, объединенных следующими правилами:

Например,

Заменяем свойство прозрачности в автомобиле. Получается бронированный автомобиль.

Инвертируем связь ученик – учитель. Отправляем учителей на учебу

Объединяем компьютеры в сеть. Получается Интернет

Гиперболическое использование мест хранения данных – данные не хранить на компьютере, на серверах.

Гиперболическое использование использование пользователем – то есть выделение памяти и процессорного времени столько, сколько необходимо – создание облачных сервисов в интернет магазинах

Исключение дизайнерских элементов. Исключение разъемов с мобильных устройств

Реорганизация и стандартизация – использование в качестве зарядки мобильных устройств проводов USB

Подобно вышеуказанным принципам, природа случайным образом вносит изменения в живые организм.

Выживают самые приспособленные.

Развитие воображения

Описанные ниже упражнения не приведут к мнгновенному увелчиению производительности изобретательского труда, но однако смогут разогреть мышцы творчества

Дорисуй незаконченный рисунок

http://hohohu.com

Задание:

Подумайте, что изображено на рисунке

Например, так:

Додумай название карикатуры

Придумай смешное название к картине или фотографии

О чем эта картина Кандинского?

Например, так:

Дорисуй

Один человек начинает рисовать. Другой пытается понять что нарисовано, и после того, как отгадал дорисовать.

Пантомима

Один человек пытается выразить жестами какое либо понятие, а другой разгадать.

Буриме

Это вид коллективного сочинения стихов.

Один участник игры придумывает первую строчку. Второй участник вторую и так далее.

Видео на тему генерации идей

Заимствование идей

Почему мозговые штурмы не эффективны

Как придумать идею

Как искать учителей

Изобретательство и следование за лидером

Идеальный конечный результат

Организация труда при помощи тетради

Рисуем и развиваем воображение


Разделы:Скорочтение - как читать быстрее | Java тренинги - работа на мобильном | Тест скорочтения - проверить скорость | Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения - возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания - отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители - как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание - Как читать, запоминать и не забывать | Курс скорочтения - для самых занятых | Статьи | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | Обратная связь